ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ  «ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ». 

Скульптура Ареса из имения князей Волконских Павловка Борисоглебского уезда. Привезена Волконскими из Италии. Арес – бог войны в древнегреческой мифологии. Входит в состав двенадцати олимпийских богов. Арес, Арей – жестокий бог войны. Ему безразлична справедливость, он не знает правых и неправых, он рад любой войне, лишь бы лилась кровь, звенел металл и неслись над просторами крики боя, горечи, боли. Вероломный и кровожадный, мрачный и неистовый он странным образом воплощает еще и черты романтической влюбленности. У Гомера Арес – буйное божество, его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «губитель людей», «разрушитель городов», влюбленный в самую красивую и нежную богиню Афродиту. О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антэрос, Деймос (Ужас), Фобос (Страх). От союза Ареса вАфродитой родилась дочь Гармония. Вот такое противоречивое божество – война и любовь.

Прообраз данной статуи - Арес Людовизи - статуя юного безбородого бога войны, с играющим у его ног Амуром, была найдена на месте храма этого божества на Марсовом поле в 1622 году. Мраморная римская копия бронзовой греческой статуи II века до н. э. Она была реставрирована Бернини, который добавил нос, правую ступню, рукоять меча и часть тела Эроса, того, который примостился у ног Ареса. Мы видим превосходно сложенного атлета с правильными чертами лица. Он сидит в непринуждённой позе, и сначала возникает чувство, будто Арес находится в инвалидной коляске, но это ощущение сразу улетучивается, когда понимаешь, что это не колесо, а перевёрнутый щит, прислонённый сбоку. Это означает, что сейчас грозный бог спокоен и сосредоточен, сражение окончено. Он сидит на кусочке скалы, поставив одну ногу на уступ. У ног Ареса резвится шаловливый Эрос, намекая на страстное и влюбчивое сердце бога войны. Бёдра Ареса покрывает тонкая ткань, но она спускается не до самого пола, открывая его стройные ноги. Кудрявая голова не покрыта, взгляд скользит в пространстве, ни на ком не останавливаясь. Его лицо спокойно и бесстрастно, поэтому сразу ясно, что перед нами не простой смертный, ведь во времена классики боги изображались бесстрастными, и это было синонимом бессмертия. Лишь позже, в эпоху эллинизма, на лицах богов появились эмоции.

На мраморном постаменте скульптуры надпись «E. GazzеriRoma». Рукоять меча в виде носатого карлика-уродца отсутствует.

После национализации родового имения Волконских некоторую часть фамильных вещей князь С.М. Волконский перевез в свой борисоглебский дом. После отъезда князя из Борисоглебска в мае 1918 года часть вещей князя была разграблена, а часть, в том числе и эта статуя Ареса, попала в школьный музей, затем входила в экспозиции городского краеведческого музея, отражающие дворянский быт. В настоящее время входит в состав экспозиции «Сибирский коридор», посвященной князю С.М. Волконскому.

#лучшедома.