СОЛДАТСКАЯ УДАЧА СЕРЖАНТА БАБИЧ
Горшкова Г.Ф., пенсионерка, ветеран труда
СОЛДАТСКАЯ УДАЧА СЕРЖАНТА БАБИЧ
Таких людей, как мой папа - Бабич Фёдор Фёдорович –после окончания Великой Отечественной войны было очень немного в нашей стране. Дело в том, что пройдя пехотинцем- миномётчиком бои Великой Отечественной войны с декабря 1942 по май 1945 годы, он ни разу не был ранен.
Вы скажете, наверное, отсиживался в обозе, подальше от эпицентра боевых действий. Но взглянув на его орденскую книжку, понимаю, что это далеко не так: орден Красной звезды, медаль «За отвагу», орден Отечественной войны II степени, орден Славы III степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» получали люди, проявившие в боях за Советскую Родину подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Например, орден Славы, медаль «За отвагу»,медаль «За боевые заслуги» вручались ТОЛЬКОза личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга, воинские части и соединения им не награждались.
Родился Бабич Фёдор Фёдорович 27 мая 1917 года в селеГалактионовоКраснотуранского района Красноярского края.
Родители его рано развелись. Отец, создав новую семью, забрал сыновейот первого брака с собою, в г. Абакан (что в Хакасской автономной области). В 1929 году Фёдор окончил 5 классов местной школы. Но отношения в новой семье не сложились, истарший сын Фёдор, которому едва исполнилось14 лет, был вынужден пойти в «люди»: работал по найму, учился деревообработке[1].
В сентябре 1938 года, пройдя медицинскую комиссию, был признан годным к строевой службе и призван на срочную службу, которую проходил в 12 кавалерийской дивизии. Уволен в запас 26 декабря 1940 года.
С началом Великой Отечественной войны Фёдор Фёдорович был вновь призван в действующую армию и с июля 1941 года по декабрь 1942 года нёс службу в 59 пограничном отряде стрелком.
«Возможно, у Фёдора Фёдоровича была бы другая фронтовая биография, пойди он по воле судьбы: попал в Дальневосточные войска и был ой как далеко от полыхавшего пожара войны. Но он писал рапорт за рапортом об отправке на фронт, и в декабре 1942 года война для него началась на нашей воронежской земле»[2].
Большая часть службы Фёдора Фёдоровича - с декабря 1942 года по май 1945 года - прошла в составе 209-го стрелкового Зайсанскогополка 162-ой стрелковой Средне-Азиатской Новгород-Северской Краснознаменной дивизии (относящегося в разные годы к Центральному, Белорусскому и 1 Украинскому фронтам), вместе с которой он принимал участие в Воронежско-Касторненской наступательной операции, битве на Курско-Орловской дуге, боях по освобождению Белоруссии (операции «Багратион»), Украины (Днепровско-Карпатская операция), Польши (Варшавско-Познанская наступательная операция), Германии (Штеттинско-Ростокская операция, в ходе которой немецкие войска были разгромлены).
В наградном листе от 5 августа 1944 года читаю: «Во время прорыва обороны противника в районе населенного пункта Денбовица 16.07ю1944 г., командуя расчётом своего миномета, товарищ Бабич показал себя храбрым и умным командиром. Огнём своего миномёта уничтожил один дзот противника, подавил один станковый пулемет, один ручной пулемёт и один наблюдательный пункт противника. Враг оставил на поле боя 15 трупов. Миномётным огнём товарищ Бабич помог своей пехоте продвижению вперёд. Достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды»[3].
С мая 1945 года по май 1946 года был заведующим складом отделения вещевого снабжения и банно-прачечного обеспечения575 минометного полка, который был расквартирован в Борисоглебске на территории 27 батальона.Так, волею судеб, сибиряк Бабич Фёдор Фёдорович, оказался в небольшом провинциальном городке в центре России, где встретил свою любовь Лосеву Шурочку, которая стала его супругой, где у них родилось трое детей - дочери Галина (это я), Людмила и Татьяна.
После демобилизации Фёдор Фёдорович выберет абсолютно гражданскую профессию, станет шофёром, и будет работать сначала на Борисоглебской машино-тракторной станции, потом на Борисоглебском мясоконсервном комбинате и дольше всего – более 20 лет - в комбинате благоустройства города.
Когда я просила папу рассказать о войне, он всегда говорил: «Дочка, война – это так страшно. Хочу поскорее об этом забыть…». Но все-таки два случая он всегда вспоминал с особым трепетом.
В начале войны, когда он нёс службу в пограничном отряде на Дальнем Востоке, на какой-то праздник они в подразделении лепили пельмени. И его командир положил пятачок в один из пельменей со словами: «Кому достанется этот заветный пельмень, тот дойдет до Берлина целым и невредимым, и даже не будет ранен». Это пельмень достался моему папе. Так и случилось: папа прошёл всю войну без ранений, был контужен, но оправиться на лечение в госпиталь отказался.
Несмотря на то, что дедушка вырос на берегахрекДжирим и Абакан, плавать так и не научился (чистые, но очень холодные были эти реки). И в годы войны, когда пришлось форсировать реку Одер, спасся, благодаря своей находчивости: мимо проплывала лошадь, за хвост которой он ухватился, чтобы не пойти на дно в полной боевой амуниции. И туда же, в Одер, выкинул кисет с табаком, и никогда больше не курил [1].
Папа был добрым, чутким человеком, очень любившим свою семью. Нам, детям, из любой поездки привозил невероятные по тем временам подарки - леденцы в банках, обливные пряники, калачи и сушки, посыпанные маком. И утром, проснувшись, мы обнаруживали эти гостинцы под подушкой, а когда спрашивали «Откуда», говорил: «Лисичка принесла».
До самой своей смерти всех (супругу, 3 дочерей, 7 внуков, 5 правнуков) держал под своим крылом, оберегая, помогая, наставляя.
Никогда не проходил мимо чужой беды, советом, а чаще – делом помогая окружающим. Если видел, что идёт старушка пешком, обязательно остановится, подхватит, подвезёт. Никогда никого не предавал, не осуждал, даже если обижали его.
Папа был трудолюбивым человеком, даже будучи очень пожилым, без дела не сидел: тона дачу едет, то сам ремонтирует «Запорожец», то дом штукатурит. Всегда считал, что труд - смысл достойной жизни. Поэтому внуков и правнуков учил: «Всё, что нужно, вырастим сами», «Хочешь карманных денег – честно заработай», «Будь опорой и помощником родителей, старших».
Папа был очень хозяйственным человеком: в голодные послевоенные годы держал скотину – коз, кур, свиней, корову, сам заготавливая корм для своего большого и беспокойного хозяйства, знал все грибные места; собирал в лесу ежевику, иргу, орехи; любил рыбачить.
Несмотря на житейские трудности, Фёдор Фёдорович себя считал счастливым человеком. Часто повторял: «Я всегда живу будущим. Если сегодня что-то не так, надеюсь, завтра будет по-другому, и обязательно лучше. А ещё я люблю людей, стараюсь хоть в маленьком деле, но им помочь. И это доброе отношение возвращается ко мне приветливым взглядом, добрым словом, пожеланием. И настроение сразу поднимается. А если нет настроения, это что значит? Это значит, что человек неудовлетворен жизнью, самим собой, он злобный, ворчливый. Нет, я так не жил и не собираюсь»[2].
Уже прошло 20 лет, как его нет с нами, но так и кажется, что он войдет и скажет: «Галка, налей чайку». И это значило, что надо было налить не только очень-очень горячего, но и очень-очень сладкого чая (голодное детство давало о себе знать).
Мы обязательно придём 9 мая поклониться памяти нашего старшего поколения в парк Памяти и Славы в г. Борисоглебске, где есть фотография Бабич Фёдора Фёдоровича и Александры Васильевны. И уже новым поколениям нашей семьи - 14 правнукам, 2 праправнукам, которые, к большому сожалению, не застали в живых прапрадедушку и прапрабабушку, – постараемся передать память о наших близких, не жалевших себя на фронте, честно и с полной отдачей трудившихся в тылу для приближения такой долгожданной Победы…