Юношеские годы художника-кинематографиста А.А. Рудякова прошли в Борисоглебске.

Вместе со своим поколеньем годы юности А.А. Рудяков отдал Великой Отечественной войне. После госпитальной палаты офицер запаса штурмовал художественно-постановочный факультет ВГИКа. В 1952 году был направлен на киностудию «Ленфильм», где прошел путь от ассистента до ведущего художника студии. А.А. Рудяков участвовал в создании более 40 кинолент. Профессия художника кино живая и интересная. Постоянная смена фильмов требует быстрого переключения из одной эпохи в другую, в новый материал, в новый жанр. Поэтому каждый фильм – это всегда открытие себя, своего интеллекта, своей эрудиции, освоение собственного жизненного и творческого опыта. Многие поколения борисоглебцев, не раз смотревшие фильмы «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Слуга двух господ», «Кортик». « Девочка и крокодил». «Последний дюйм», «Жеребёнок», «Полосатый рейс», « Мой папа — идеалист», «Влюблён по собственному желанию», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф», «Ференц Лист» и многие другие, даже не предполагали, что фамилия главного художника в титрах этих кинолент – это фамилия нашего земляка Алексея Андреевича Рудякова.
gQIF48MT6MY
***
Алексей Андреевич Рудяков родился в селе Костино-Отделец Козловского района Тамбовской губернии (ныне - Терновский района Воронежской области). Он был одиннадцатым ребенком в семье, и ему рано пришлось познать и нужду, и тяжелый труд земледельца.


Разнообразия игрушек в то далекое время не было, и старшие мастерили младшим то, на что хватало умения и фантазии. Алёше старшие братья смастерили деревянный педальный трактор - мечту и гордость любого мальчишки того времени. Но увидев однажды у сына учительницы коробку с цветными карандашами, он, не задумываясь, променял на неё свою единственную игрушку. Кто знает, может быть, эти карандаши вместе с любовью к природе, наблюдательностью, трудолюбием, упорством, зародили в душе сельского мальчишки интерес к живописи.

lz7dgC909Go
Алёша рано остался сиротой. Когда ему исполнилось 11 лет, трагически погибли его родители. Приютила брата старшая сестра Полина, которая жила в Борисоглебске.


Алёша поступил в школу № 6 и стал посещать художественный кружок при городском Доме пионеров.


Когда он учился в 9 классе, его рисунки были отправлены на Всероссийский конкурс детского рисунка, где он неожиданно стал победителем. Как призеру 1 степени, ему была вручена премия - книга с дарственной надписью председателя жюри, русского и советского живописца, художника-реставратора, искусствоведа, теоретика искусства, просветителя, педагога, музейного работника, действительного Члена Императорской Академии художеств, академика АН СССР и АХ СССР, Народного художника РСФСР, Лауреата Сталинской премии И.Э. Грабаря, которой он, к сожалению, распорядился крайне легкомысленно: Алёша отнес книгу букинисту, а на полученные деньги купил билет в кино однокласснице...


Алексей рано начал работать, так как считал, что настоящий мужчина на собственную мечту - велосипед или хромовые сапоги «в гармошку» - должен заработать сам. Не отрываясь от учебы, он подрабатывал, выполняя схемы двигателей и приборов для занятий курсантов в авиационной школе.


Видя талант юноши, местные художники решили принять его в свой «творческий союз», но их остановил уж слишком юный возраст претендента.


Тогда Алексей организовал в школе свой кружок, где вместе со своими друзьями пытался осваивать азы живописи.
Первые встречи с кинематографом произошли во второй половине 30-х годов. Тогда до глубины души юношу поразили фильмы «Чапаев» и «Большой вальс», которые демонстрировались в борисоглебском кинотеатре «Модерн».
В 1941 году Алексей увлеченно готовился к конкурсу юношеского рисунка, посвященного столетию со дня смерти М.Ю. Лермонтова. Но все планы перечеркнула Великая Отечественная война.


26 июня 1941 года Алексей добровольцем ушёл на фронт. Его направили для подготовки в Тульское оружейно-артиллерийское училище.

Sv6dZJRdqgM
На фронт попал в мае 1942 года. Был помощником начальника артиллерийского снабжения 416 стрелковой дивизии 5 ударной армии, в составе которой прошёл боевой путь от Сталинграда до Польши.


Был дважды ранен 28.02.1943 г. и 9.03.1945 г., второй раз – тяжело.


С мая 1945 г. по февраль 1946 г. проходил службу начальником артснабжения гаубичного артиллерийского полка в Воронежском военном округе, увольнялся в запас в звании капитана.


Награждён орденом «Красная звезда», медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «20 лет победы в Великой Отечественной войне», «30 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Советской армии», «60 лет Советской армии».

iPuSqPcWijs
fqzvkpno0mA

В ноябре 1946 г. А.А. Рудяков поступил на художественно ­ постановочный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, более известного как ВГИК.


В 1952 году, окончив институт, был направлен на киностудию «Ленфильм», с которой будет связана вся последующая творческая жизнь художника.

W9FXS uaV6c
Ему повезло: свой путь в кино А.А. Рудяков начинал ассистентом художника у прославленных мастеров – Е.Е. Енея и Ф.М. Эрмлера. Потом будет работа с такими известными режиссерами, как В.А. Фетин, В.Я. Венгеров, М.А. Швейцер, Ю.Н. Озеров, Л.П. Макарычев, Я.Б. Фрид, А.Л. Кайдановский, К.Г. Муратова и др.

S QpjCE9ZUk
В фильмографии А.А. Рудякова – более 40 фильмов. Это:


1953 г. - «Алёша Птицын вырабатывает характер» (режиссёр-постановщик А. Граник);
1953 г. - «Слуга двух господ» (режиссёр-постановщик А. Бергункер);
1954 г. – «Кортик» (совместно с А. Федотовым) (режиссёры-постановщики В. Венгеров, М. Швейцер);
1955 г. – «Кочубей» (режиссёр-постановщик Ю. Озеров);
1956 г. «Девочка и крокодил»(режиссёры-постановщики И. Гиндин, И. Менакер);
1957 г.- «Балтийская слава» (режиссёр-постановщик Я. Фрид);
1958 г. – «Последний дюйм» (режиссёры-постановщики Т. Вульфович, Н. Курихин);
1959 г. – «Жеребёнок» (короткометражный) (режиссёр-постановщик В. Фетин);
1961 г. – «Полосатый рейс» (режиссёр-постановщик В. Фетин);
1962 г. – «Первый мяч» (короткометражный) (режиссёр-постановщик Н. Розанцев);
1962 г. - «Красные листья» (режиссёр-постановщик В. Корш-Саблин);
1962 г. - «У твоего порога» (режиссёр-постановщик В. Ордынский);
1963 г. – «Знакомьтесь, Балуев!» (режиссёр-постановщик В. Комиссаржевский);
1964 г. – «Донская повесть» (режиссёр-постановщик В. Фетин);
1965 г. – «Стога» » (режиссёр-постановщик Э. Кеосаян);
1966 г. – «Мальчик и девочка» (режиссёр-постановщик Ю. Файт);
1967 г. – «Четыре страницы одной молодой жизни» (режиссёр-постановщик Р. Эсадзе);
1968 г. – «В день свадьбы» (режиссёр-постановщик В. Михайлов);
1969 г. – «Это именно я» (короткометражный) (новелла из киноальманаха «Мальчишки») (режиссёр-постановщик Л. Макарычев);
1970 г. – «Ференц Лист. Грёзы любви» (СССР/Венгрия) (режиссёр-постановщик М. Келети);
1972 г. – «Красные пчёлы» (режиссёр-постановщик Л. Макарычев);
1973 г. – «Дверь без замка» (режиссёр-постановщик А. Бергункер);
1974 г. – «Пятёрка за лето» (режиссёр-постановщик Л. Макарычев);
1974 г. – «Биосфера» (короткометражный) (режиссёр-постановщик Ф. Соболев);
1976 г. – «Киноэпопея продолжается…» (короткометражный) (режиссёр-постановщик Е. Мезенцев);
1976 г. – «Обыкновенная Арктика» (ТВ) (совместно с Е. Фоминой) (режиссёр-постановщик А. Симонов);
1976 г. – «Пока стоят горы» (режиссёр-постановщик В. Михайлов);
1978 г. – «Версия» (короткометражный) (новелла из киноальманаха «Завьяловские чудики») (режиссёр-постановщик В. Гурьянов);
1978 г. – «Познавая белый свет» (режиссёр-постановщик К. Муратова);
1980 г. – «Мой папа - идеалист» (режиссёр-постановщик В. Бортко);
1981 г. – «Личная жизнь директора» (режиссёр-постановщик В. Шредель);
1981 г. – «Пропавшие среди живых» (режиссёр-постановщик В. Фетин);
1982 г. – «Влюблён по собственному желанию» (режиссёр-постановщик С. Микаэлян);
1983 г. - «Вольный ветер» (режиссёр-постановщик Я. Фрид);
1983 г. – «Магистраль» (режиссёр-постановщик В. Трегубович);
1984 г. – «Аплодисменты, аплодисменты…» (режиссёр-постановщик В. Бутурлин);
1985 г. – «Нам не дано предугадать…» (короткометражный) (новелла из киноальманаха «Манька») (режиссёр-постановщик О. Наруцкая);
1985 г. – «Простая смерть…» (режиссёр-постановщик А. Кайдановский);
1987 г. – «Желаю вам…» (короткометражный) (режиссёр-постановщик Ю. Мамин);
1987 г. – «Петроградские Гавроши» (режиссёр-постановщик С. Снежкин);
1987 г. – «Свояки» (короткометражный) (биографический) (режиссёр-постановщик В. Аристов);
1989 г. - «Дон Сезар де Базан» (режиссёр-постановщик Я. Фрид);
1990 г. – «Шаги императора» (совместно с Л. Лукониной) (режиссёр-постановщик О. Рябоконь);
1992 г. – «Тартюф» (режиссёр-постановщик Я. Фрид).
uTJCRIvgWC0

OMDNvImxn6M


Продолжение следует…