Виртуальная выставка к 100-летию со дня рождения художника Алексея Андреевича Рудякова (1923 – 1997).

В мирной жизни А.А. Рудяков часто обращался к теме Великой Отечественной войны. В фондах Борисоглебского историко-художественного музея хранятся его работы "Подбитый танк", "У твоего порога", "Защитники", "Рябина красная", выполненные в разные годы.

wuRMlHnYkpo
BbKO3sjjz6g

oyK0VkSXHsU

j fh3LHFs2w

Et ZR5sYvGw

Произведения А.А. Рудякова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), в фондах министерства культуры СССР и РСФСР, в фондах Союза художников СССР и РСФСР, в Борисоглебском историко-художественном музее, в галерее Юго-Запада (г. Бостон), в муниципалитете г. Уалл (США), в собрании Джан-Людовико де Мартини (Италия).


А.А. Рудяков был участником 26 коллективных выставок, которые проводились в Москве, Ленинграде, Баку, Париже.


2 персональные выставки прошли в г. Ленинграде, городе, которому он посвятил 45 лет своей жизни (1974 г. и 1993 г.), и одна на родине, в г. Борисоглебске (1989 г.).
aTBN47f2KYU

MJL7LaHF6Mo
Вот как о творчестве нашего земляка рассказывалось в книге «Пространство цвета: художники советского кино», выпущенной Союзом кинематографистов СССР в 1988 году.

 

***


«Вглядываясь в многочисленные эскизы, мы становимся свидетелями трудного и порой мучительного поиска целостного пластического образа в каждой из этих картин и ощущаем меру воздействия художника на изобразительное решение будущего фильма. И каждый раз мы убеждаемся, что эта мера достигается А. Рудяковым не через внешнее правдоподобие, а через выявление внутреннего смысла драматургии фильма и что определяется она тонким чувством кинематографа, профессиональным знанием его законов. Главное - в умении подчинить свой замысел общим задачам. Поэтому эскизы к фильмам А.А. Рудякова - это и размышление на заданную тему, и возможный динамичный кадр. Он художник и кинематографист одновременно.


Совпадение своего замысла с режиссёрским и операторским видением - большая удача и радость для художника. В работе над созданием фильмов по ранним рассказам М. Шолохова «Донская повесть» и «Жеребенок» А.А. Рудяков встретил коллектив единомышленников. Это режиссёр В. Фетин и оператор Е. Кирпичёв. Фильм рождался в обстановке творческого содружества, взаимопонимания и глубокого уважения к труду каждого члена творческого коллектива.


Проза М.А. Шолохова, её глубоко национальный характер, чистота и ёмкость её языка были близки и понятны А.А. Рудякову. Драматизм событий и трагичность судьбы человека на войне были пережиты в жизни. Всё это нашло выражение в эскизах. Скворечники, подкошенные шрапнелью, казачье седло на пулемётных лентах вместо детской люльки, островок непаханой земли с поверженной пушкой - это не только приметы времени и знаки войны, а художественные образы, раскрывающие гражданскую, нравственную позиции художника. Эти образы настолько убедительны и точны, настолько динамичны и эмоциональны, что почти без изменений сохранены на экране. Поэтому и сегодня эскизы к «Донской повести» и «Жеребёнку» живут самостоятельной жизнью, привлекая силой своего художественного воздействия.


Казалось бы, сколько эффектных постановочных возможностей скрывала работа над цветным двухсерийным фильмом «Ференц Лист», созданным на «Ленфильме» совместно с венгерскими кинематографистами! Здесь и соблазнительная для художника эпоха, разнообразие стран и городов, пышность интерьеров дворянских особняков, замков, концертных залов ...


В эскизах А.А. Рудякова весь этот огромный, разнообразный мир пережит художником как бы глазами главного героя. Таковы пронизанная светом и наполненная поэзией Россия, полные динамики и напряжения улицы Германии и Венгрии в дни революционных событий 1848 года, холодные, аскетичные стены кельи итальянского монастыря, в котором композитор замкнулся от мира. Все средства изобразительного искусства, и прежде всего цвет, художник использует во имя одной цели - найти в пластике эмоциональный эквивалент внутреннего психологического состояния героя. Именно в этом и проявилось его отношение к художественному сценарию, его представление об изобразительной стилистике фильма. К сожалению, не всегда все найденное художником получило воплощение на экране...


Но если говорить о своей теме в искусстве кинохудожника, творчество которого возникает на основе замысла сценариста и режиссёра, то она, прежде всего, в его личном отношении к жизни. Это особенно видно, когда А.А. Рудяков работает над современным материалом. Эскизы к фильмам последних лет - «Мой папа - идеалист», «Познавая белый свет», «Влюблён по собственному желанию», «Магистраль» - размышление о нашей действительности, о волнующих всех нас проблемах, о характере и внутреннем мире современного человека. В них открывается художник умный, добрый, ироничный и, что особенно важно, оптимистичный.


Обстановка жизни героев этих фильмов не просто достоверна и точна (свидетельство досконального знания жизни людей любой профессии), но она «неравнодушна», ибо опоэтизирована воображением художника. Это выявляется не только в эскизах, где дается обобщённо образное представление об изобразительном строе будущего фильма, но и в умении видеть в конкретном предмете носителя эмоциональной и смысловой информации.


Фильм Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» по жанру - комедия. Но говорится в нём о серьезных, порой, грустных вещах, о том, как важно людям понимать друг друга, о трудном пути к счастью, о духовном мужании человека. Действие фильма происходит в Москве, в обыкновенном районе новостроек, в домах, где интерьеры не эстетизированы дизайнерами, где живут простые и знакомые нам люди. В квартирах, построенных по эскизам художника, есть главное - характеры их хозяев, их привычки и вкусы, их биография. Вот легко узнаваемая малогабаритная квартира, в которой живёт герой фильма Игорь. Однако, она несёт печать его личности. Дом одинокого, опустившегося человека, бывшего спортсмена, в котором лишь отдельные предметы намекают на иную, давно забытую жизнь. Как непохожа квартира Игоря на квартиру (в таком же доме) его друга Николая, где комнаты буквально набиты хрусталем и мебелью (закрытой от пыли целлофаном - точно найденная художником деталь), купленными на нетрудовые доходы жены. Это уже социальная характеристика людей, духовно пустых, исповедующих философию мещанского накопительства. И, наконец, совсем иная атмосфера в доме героини. Комната в коммунальной квартире - тесная, заставленная вещами. Здесь живут труженики: её мать, воспитавшая без отца двоих детей, продолжающая работать на дому (она делает искусственные цветы), героиня и её брат-школьник. Каждый кусочек комнаты говорит о характерах и быте её обитателей. Отделённый шкафом уголок Веры свидетельствует об укладе жизни героини фильма, её педантизме и аккуратности.


Найденная художником и воплощённая на экране, казалось бы, очень привычная бытовая среда становится, по замыслу режиссёра, в финале фильма поэтической метафорой окружающего нас мироздания. Камера наезжает на освещённые окна ночных домов. Мать укладывает спать младенца. Студентка готовится к экзаменам. Пожилая женщина тревожно всматривается в своё отражение в зеркале, тяжело дышит страдающий бессонницей старик. Перед нами жизнь человека - быстротекущая, разнообразная и прекрасная.


Эта тема находит продолжение и в самостоятельных работах художника, которые он создает параллельно с основной работой в отпуске, в перерывах между съемками, в экспедициях. Такие картины, как «Биосфера», «Моя родословная», «Стога», «Радиотелескоп», «У твоего порога» свидетельствуют об умении увидеть в давно известном особенное, своё, незнакомое. Их отличает незаурядное мастерство графика и живописца. Особо привлекают рисунки, в центре которых - человек с точной и тонко подмеченной характеристикой.


Это и «Старики в Самарканде», и «Трубочист в Веймаре», и «Старые часы Лейпцига», и многие другие.


Сегодня А.А. Рудяков - один из ведущих мастеров киностудии «Ленфильм», делегат многих съездов художников - пропагандирует роль кинохудожника в широком творческом понимании этого слова. С завидной энергией отдаёт он себя общественной работе в ЛОСХе, Союзе кинематографистов и на студии, поддерживая молодое подрастающее поколение.


А впереди новые фильмы, новые герои, иные жизненные позиции, поиск новых выразительных средств.


В стремлении к постоянному совершенствованию - смысл жизни и творчества художника».

Г. Чаплина

hB00kShwSTg
Источники:


1. Пространство цвета: художники советского кино / редактор М.А. Рюрикова, вступ. статья В. Бондарева и И. Светловой. – М., 1988 г.